четверг, 29 сентября 2011 г.

Тернистый путь в копирайтинг: литературный конкурс = лотерея?

Участвовать или нет во всевозможных конкурсах? В начале копирайтерского пути передо мною вопрос вообще не стоял - я с восторгом окунулась в совершенно новую для себя стихию, направляя свои работы куда только возможно. Со временем мой пыл угас – появились заказчики, и казалось, что не хватает всего лишь пары часов в сутках, чтобы зарабатывать больше. На форуме Адвего нет-нет, да и проскакивала информация о негативной подоплеке подобных мероприятий, всплывали темы, в которых предлагалось за вознаграждение в несколько центов отдать свой голос за конкурсанта, рвущегося к победе. Не желая иметь дело с чем-либо подобным, я дала себе слово не участвовать больше в конкурсных мероприятиях и стойко держала его года полтора, даже старалась не читать никакой информации о них, чтобы не подвергать себя ненужному искушению.

Однако в этом году я нарушила свои установки и вновь ступила на скользкую дорожку конкурсного безумия – на Адвего проводился литературный конкурс «Мой родной край» (моя работа – Милый сердцу уголок: не отрекаются любя… / #63 – http://advego.ru/blog/read/krai/338704/, http://advego.ru/blog/read/krai/347861) и еще один – на Серче, ряды пользователей которого я не так давно пополнила (мой текст - №20. Однажды в Югославии - http://lentyajka.ru/?p=1203).

Никак не могу понять – что движет копирайтером, решившим принять участие в подобном соревновании? Тайное желание победить, несмотря на то, что ему отлично известно – соперников много, и они очень сильны, так что шансы стремятся к нулю? Если не это, то что же? Почему мы, отложив в сторону заказы, приносящие реальные деньги, строчим очередной шедевр в надежде поймать за хвост юркую птицу счастья?

Пройдя через горнило всех этих конкурсов, я убедилась – посредством участия в них найти заказчика с адекватными расценками удается немногим. Большинство вебмастеров в Адвего, обративших внимание на интересные работы, предлагало авторам выполнять заказы по таким смехотворным расценкам, ради которых, право, не стоило вообще писать конкурсное эссе.

Участие в двух таких разных мероприятиях принесло много неожиданностей и даже приятных сюрпризов. Я совсем не ожидала, что от серчевского конкурса получу столько удовольствия - во всем царил порядок: заранее были объявлены правила и состав профессионального жюри, организаторы при проведении мероприятия ни на йоту не отошли от провозглашенных принципов, конкурсные работы были интересными, критика – конструктивной и не переходящей на личности. Все тексты сопровождались емкими, абсолютно объективными и непредвзятыми рецензиями Леданики (за что ей отдельное спасибо, я с удовольствием их читала и находила созвучными моим мыслям и чувствам). Считаю, что секрет успеха крылся как в наличии профессионального жюри, так и в том, что все действо проходило на сторонней площадке.

С конкурсом на Адвего все было с точностью до наоборот. Я глубоко разочарована так называемым «всенародным» массовым голосованием, ежедневным изменением правил, отсутствием порядка и единого подхода в принципиальных вопросах допуска работ к участию в конкурсе и т.д. и т.п. Работая над своим конкурсным эссе, я ожидала, что получу от мероприятия, проводившегося на родной бирже, море удовольствия, пусть и в ущерб ежедневной работе. Но то, что происходило после его открытия, заставило меня пожалеть, что я вообще потратила время на написание эссе, а потому я заняла позицию стороннего наблюдателя, не желая участвовать во всей дальнейшей неразберихе. Я ничего не обсуждала, ни во что не вмешивалась и ждала, чем же все это закончится.

Нехорошие предчувствия не обманули меня – то, что в конкурсе «Я - копирайтер» победила самая достойная и сильная работа, было исключением из правил, чистой случайностью. На этот раз всенародное голосование вынесло на гребень успеха самую слабую из финальных работ. Именно она – отражение вкусов массового пользователя Адвего, сложным оборотам и предложениям предпочитающего простые и незамысловатые, чтобы запятых поменьше (где-то на форуме даже высказывалась «гениальная» мысль о «трех запятых», и не больше, в предложении) да идея лежала «на блюдечке».

Возможно, конкурс именно таким и замышлялся, чтобы любой «зеленый» копирайтер, будь он хоть школьник, хоть мамочка в декрете, преисполнился надежды выиграть главный приз в следующий раз. Действительно, чем его-то работа хуже?

Впрочем, все произошедшее достаточно предсказуемо. Только почему-то не покидает чувство обиды. Не за себя – за тех авторов, чьи великолепные работы остались незамеченными, словно удивительные жемчужины, втоптанные в песок, в то время как некто поставил за стекло на пьедестал кусочек ограненного морем стекла и любуется им, совершенно искренне сравнивая с бриллиантом. А мне почему-то вспомнился Андерсен, вслед за которым так и хотелось воскликнуть: «Чему же вы радуетесь, господа? Ведь король-то голый!»

В такой оценке произошедшего я была не одинока - целый ряд авторов на форуме разделял мои мысли и чувства, в которых не было места зависти. Для себя я сделала окончательный вывод – конкурс, претендующий на звание литературного, должно судить профессиональное жюри, а работы, избранные посредством массового голосования, достойны лишь приза зрительских симпатий, не более того. У меня, конечно же, есть свой фаворит. Первое место я без тени сомнения отдала бы работе Мой край / #158 (автор - janna001). А еще не могу не отметить эссе Серое море / #74, которое зацепило глубинные струны моей души.

Сегодня я счастлива оттого, что моя работа осталась там, во втором туре. Потому что незаслуженной победы я не хочу, даже если бы приз и был достаточно ценным. И еще я решила больше никогда не участвовать ни в одном конкурсном мероприятии, в котором нет профессионального жюри, потому что в таком случае оно превращается в обычную лотерею. Гораздо лучше быть просто зрителем – то пустить камешек по воде, чтобы посмотреть, сколько кругов от него разошлось, то ногой водичку попробовать. Впрочем, все имеет свою оборотную сторону - профессионалы тоже люди, и мнение их может быть субъективным. Возможно, когда-то и такой вариант разочарует меня, но пока я пошла узелок на память завязать, чтобы не забыть о своем решении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий